Ремонт АКПП и вариаторов в Нижнем Новгороде
Меню

Гидротрансформатор. Основные принципы работы

В механической коробки передач двигатель подключен к передаче с помощью сцепления. Без этой связи автомобиль не сможет остановиться не убив двигатель. В автомобилях с автоматической коробкой передач (АКПП) нет сцепления, которое отключало бы трансмиссию от двигателя. Вместо него в коробке используется гидротрансформатор.

Ключевые моменты в устройстве и работе гидротрансформатора

Так же как и на механике автомобилю с автоматической коробкой передач нужен способ, чтобы одновременно держать двигатель работающим (крутящимся коленчатым валом), а колеса и шестерни в коробке передач остановленными. Для этого автомобили с МКПП используют сцепление, которое полностью отключает двигатель от коробки передач. Автоматическая коробка для этого использует гидротрансформатор.

Гидротрансформатор является одним из видов гидромуфты, которая дает двигателю вращаться независимо от трансмиссии. Если двигатель вращается медленно, например, когда автомобиль работает на холостом ходу на красном сигнале светофора, количество крутящего момента, который передается через гидротрансформатор, очень мало, и его достаточно, чтобы удержать автомобиль на месте путем лишь легкого нажатия на тормоз.

Как работает гидротрансформатор?

Существуют четыре компонента внутри корпуса гидротрансформатора — это насос, турбина, статор и трансмиссионное масло.

Особопрочный корпус гидротрансформатора крепится болтами к маховику двигателя. Таким образом корпус всегда крутится с той же скоростью, с какой крутится коленвал двигателя. Плавники, которые составляют насос гидротрансформатора, крепятся к корпусу, поэтому они также вращаются с той же скоростью, что и двигатель.

Насос внутри гидротрансформатора является одним из видов центробежных насосов. В то время как он вращается, жидкость движется направленно от центра к краям, примерно как вращающийся барабан стиральной машины во время отжима бросает воду и одежду по своим стенкам. В то же время, так как жидкость устремляется от центра, в это центре создается вакуум, который привлекает еще больше жидкости.

Затем жидкость поступает в лопасти турбины, которая связана с передачей. Именно турбина заставляет передачу крутиться, что в основном и приводит в движение автомобиль. В то время, как жидкость устремляется от центра к краям насоса, она встречает на своем пути лопасти насоса, которые направлены таким образом, что жидкость рикошетит о них и направляется уже вдоль оси вращения насоса прочь от него — к турбине, которая как раз и расположена напротив насоса.

Чтобы проще представить принцип работы гидротрансформатора, представим ситуацию с расположенными друг напротив друга на небольшом расстоянии (допустим, около одного метра) комнатными вентиляторами и направленными друг напротив друга — если включить один из вентиляторов, то он за счет своих искривленных лопастей погонит воздух от себя к вентилятору, который стоит напротив него, а тот, в свою очередь, начнет вращаться, потому как его лопасти также искривлены и поток воздуха толкает их все в какую-либо одну сторону (именно в ту сторону, в какую и начнет вращаться вал вентилятора).

Жидкость выходит из турбины в ее центре, двигаясь в противоположном направлении, чем то, в котором она когда-то вошла в турбину. То есть снова по направлению к насосу. И вот здесь заключается большая проблема — дело в том, что по своей конструкции (точнее, по конструкции своих лопастей), насос и турбина вращаются в противоположные стороны, и, если жидкости будет разрешено попасть обратно в насос, то это будет сильно замедлять двигатель. Вот почему гидротрансформатор имеет статор, который, с помощью своей конструкции, изменяет направление движения масла, и, таким образом, остаточная энергия, которая возвращается от турбины к насосу, идет в дело немного помогая двигателю раскручивать насос.

Скорость вращения турбины никогда не будет равной скорости вращения насоса, а КПД в гидротрансформаторе даже близко не будет стоять к механическим шестеренчатым механизмам, передающим крутящий момент. Именно поэтому у автомобиля с АКПП значительно более высокий расход топлива. Для борьбы с этим эффектом, большинство автомобилей имеет гидротрансформатор, оснащен блокировочной муфтой. Когда требуется, чтобы две половины гидротрансформатора (насос и турбина) вращались с одинаковой скоростью (это происходит, например, когда автомобиль движется на высокой скорости), блокировочная муфта блокирует их вместе намертво, что исключает проскальзывание насоса относительно турбины и, таким образом, повышает эффективность расхода топлива.

© 2018 АКПП-52 — Ремонт АКПП в Нижнем Новгороде

Нижний Новгород, ул. Щербакова, 39б
+7 910 794-34-94
Заказать звонок

khakovroman@gmail.com

Работаем ежедневно с 09:00 до 18:00

Яндекс.Метрика